Мазут
обводненный

 

 

Хранение обводненного мазута

Одна из главных проблем при хранении мазута - насыщение его водой и загрязнение механическими примесями. Это может происходить по нескольким причинам:

  • При поступлении мазута железнодорожным транспортом по технологии разогрева происходит взаимодействие прямого (острого) пара с нефтепродуктом. Во время разгрузки и приемки мазут насыщается водой, что приводит к повышению содержания воды в мазуте до 5%.
  • В лотки, находящиеся под железнодорожной цистерной, попадает песок, различный мусор, вода, в общем, все то, что находится в естественном фоне окружающей среды. Все это рано или поздно попадает в емкость, что приводит к повышенному содержанию механических примесей в мазуте.
  • При длительной эксплуатации мазутного хозяйства и продолжительном сроке хранения мазута без проведения технических осмотров и ремонта емкостей и регистров подогрева нефтепродукта, происходит повреждение системы подачи пара в емкость. Из-за этого повышается содержание воды, что негативно сказывается на состоянии мазута. Причем насыщение мазута водой происходит очень быстро.
  • Незакрытые люки емкости, дырявая проржавевшая от старости кровля (на резервуарах РВС) также не добавляют качества мазуту. Песок, вода, листья деревьев, перчатки, тряпки и различный мусор от неаккуратного обслуживающего персонала «добивают» мазут и все мазутное хозяйство.

В дальнейшем, из-за разницы плотности мазута и воды происходит расслоение: мехпримиси, вода выпадают вниз, а мазут остается наверху. Мазут старый с повышенным содержанием воды также при остывании, когда ни используется мазутное хозяйство, расслаивается на слои воды и мазута. Более тяжелые слои, с большим содержание воды, опускаются вниз, более легкие поднимаются наверх. Пример можно увидеть на рисунке.

Распределение воды в массе мазута

Мазут старый в своей массе имеет различный процент содержания воды. Так как вода тяжелее мазута, в верхних слоях процент содержания воды может составлять 10%, а в нижних слоях - 30-50%. Таким образом среднее значение обводнения мазута составит 20-30%. Для определения параметров обводнения мазута следует брать пробы с различных слоев Для правильного определения воды и мехпримиси в мазуте необходимо брать пробы с трех уровней: с верхнего, среднего и нижнего.

Количество воды в мазуте

Мазут с пониженным содержанием воды

Мазут с средним содержанием воды

Мазут с повышенным содержанием воды

Нефтешлам и вода

Как определить процент воды в мазуте

Точные данные вам может предоставить только лаборатория.

Однако приблизительную степень обводнения можно определить визуально. Мазут, соответствующий требованиям ГОСТ, черного цвета, по консистенции в холодном состоянии похож на мёд. При этом, сильно обводненный не разогретый мазут по консистенции похож на битум: очень вязкий, при растягивании по поверхности стремится вернуться в исходное состояние, как резина.

Мазут по ГОСТ Мазут до 10% Мазут до 20% Мазут до 30% Мазут до 50%
Цвет черный Цвет черный Цвет черный с
оттенком
коричневого
Цвет черный с
насыщенным оттенком
коричневого
Цвет коричневый

Понижение процента содержания воды путем нагрева и циркуляции.

  • Нагреть мазут в емкости исправной системой подогрева до максимально допустимой температуры (согласно Вашему проекту), не допуская контакта пара с мазутом. По достижении необходимой температуры продолжать удерживать ее в течение 5-14 дней (Этот показатель зависит от общего объема емкости и мощности регистров).
  • Затем выключить подогрев мазута и дать ему остыть до температуры не менее 30°С, основная масса воды при этом выпадет в нижние слои емкости. Слить воду (согласно Вашему проекту).
  • Повторить разогрев до максимально допустимой температуры (согласно Вашему проекту), удерживать ее в течение 5-14 дней, не остужая емкость слить воду (согласно Вашему проекту).
  • Запустить циркуляцию мазута через подогреватель типа ПМБ (согласно Вашему проекту). Внутри подогревателя мазут достигает температуры более 100°С, что приводит к вскипанию воды, которая конденсируется в дальнейшем внутри емкости и выпадает в нижние слои.
  • Слить воду (согласно Вашему проекту).
  • Продолжать циркуляцию и слив конденсата до допустимых значений показателей воды.

Если Ваше мазутное хозяйство по какой-либо причине не позволяет провести описанный выше технологический процесс, мы рекомендуем продать обводненный мазут по истечении рекомендованного срока хранения мазута, что компенсирует затраты на ремонт и восстановление мазутного хозяйства. Перед продажей старого мазута для повышения стоимости также рекомендуется провести мероприятия по снижению процента воды в массе.

Расчет стоимости обводненного мазута можно произвести в разделе «Техническое задание».